Бельгийский учитель
начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей. Возрастная категория детей - от 1 до 7 лет.
Набор палочек.
Для обучения используется
набор палочек. Он состоит из ряда
счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять
цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти). Такая
комплектация не является случайной. В сущности, она является отлично
продуманным математическим множеством. Каждый цвет и размер соответствует
конкретному числу. Всего в наборе 241 палочка.
Цель набора в игровой форме
развить у ребенка интерес к счету и математическим задачам. Дети с легкостью понимают сам механизм счета
и начинают использовать его на практике, проследив незамысловатую логическую
цепочку, которую наглядно иллюстрируют палочки Кюизенера.
Задачи данной методики:
·
познакомить ребенка с
понятием цвета
·
познакомить с понятием
величины, длины, высоты, ширины
·
познакомить детей с
последовательностью чисел натурального ряда
·
осваивать прямой и обратный
счет
·
познакомить с составом числа
·
помочь овладеть
арифметическими действиями сложения, вычитания.
·
научить делить целое на
части и измерять объекты
·
развивать творческие
способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и
конструированию
·
развивать логическое
мышление, внимание, память
Как использовать палочки:
1. Сначала ребенку дают время хорошо рассмотреть,
потрогать палочки, а потом можно давать например такие задания:
2. Возьми в левую руку как можно больше
разных палочек, а в правую - поменьше.
3. Выкладывайте из палочек разнообразные
предметы, здания, фигурки.
4. Составьте лесенку от меньшей палочки до
самой большой. Сложите ту же лесенку сами, но пропустите несколько ступенек.
Пусть малыш сам заполнит пропуски.
5. Сгруппируйте все палочки по оттенкам.
Возьмите одну палочку и попросите ребенка взять другую такого же цвета и
назвать его.
6. Возьмите в руки несколько палочек.
Попросите малыша взять себе столько же, сколько и у вас.
7. Разложить палочки разных цветов одну за
другой. Повторить несколько раз в той же, а затем в другой последовательности.
8. Сложите рядом три палочки одного цвета,
а с другой стороны - четыре штуки такого же оттенка. После этого попросите
ребенка сказать, какая из фигур уже, а какая шире.
9. Попросите малыша взять в руку два
палочки, которые отличаются от той, что вы держите в руках.
10. Постройте пирамидку. Задавайте ребенку
вопросы о ее составляющих. Например, какая палочка расположена в самом верху? А
в самом низу? Какая лежит выше: желтая или красная? Какая расположена между
розовой и желтой? Какая палочка короче, а какая - длиннее?
11. Пусть малыш возьмет в руки несколько
палочек. Попросите его посчитать, сколько их оказалось у него в руке. Какие
палочки вместе смогут составить одну красную?
12. Положите перед ребенком белую палочку.
Спросите, какую нужно к ней добавить, чтобы по длине вместе они равнялись
красной.
13. Попросите малыша разными способами
составить число пять из палочек.
14. Спросите, насколько голубая палочка
больше (длиннее), чем розовая?
15. Попросите ребенка сделать поезд из
красной и голубой палочки. А потом попросите из белых палочек составить другой
поезд, который был бы длиннее данного на один вагон.
16. Спросите, сколько в оранжевой палочке
можно уместить розовых? Вместе составьте из палочек все числа в диапазон от
одиннадцати до двадцати.
17. Постройте простую геометрическую фигуру.
Попросите ребенка ее повторить, а позже - сделать это по памяти.
18. Давайте малышу инструкции о том, как
следует выложить палочки (по цветам и расположению). Например, попросите
ребенка взять синюю палочку, слева положи красную, сверху желтую и так далее.
19. Возьмите большой чистый лист бумаги.
Напишите на нем отдельные буквы и простые геометрические фигуры. Позже
попросите ребенка взять синюю палочку и положить ее в треугольник или рядом с
буквой "О".
Такие задания помогут малышу освоить счет, будут развивать его моторику, логику, пространственное мышление.
По материалам открытых источников