Технология «Развитие критического мышления» разработана
Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей
Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт
Мередит. У нас эта технология появилась относительно недавно, хотя в странах
западного мира она успешно применяется давно. Суть технологии заключается в
том, чтобы научить учащегося, им может быть- и дошкольник, и школьник, и студент работать с
большим количеством разной информации, выбирая из нее главное, сопоставлять
различные данные, сравнивать противоположные точки зрения на один и тот же
вопрос, анализировать и делать выводы.
Эта технология включает в себя различные методы коллективного
и группового обучения. Главное чему учит технология- это критически оценивать
информационный поток, вырабатывать собственное мнение, основанное на
осмыслении, и применять его для решения сложных проблем.
Критически мыслящий человек или ребенок постоянно задает
вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового?
Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Целью данной технологии является научить ученика ставить
перед собой и учителем новые, полные смысла вопросы, сопоставлять данные, вырабатывать
аргументацию, принимать независимые продуманные решения.
Выведена особая технология критического мышления, в основе
которой лежат три фазы обучения
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Вызов.
Это первый этап, когда ученику означена тема, над которой он будет работать и
размышлять, целью является вызвать у ученика интерес. Во время этой фазы ученик
должен найти и собрать максимальное количество информации по выбранной теме.
Осмысление.
Во время этой фазы ученик знакомиться с новой информацией, причем он может
делать это самостоятельно или источником информации может быть педагог. Получение
информации может происходить при чтении, просмотре фильмов, визуального презентационного
материала по выбранной теме, или же учащийся может получать знания от педагога
в форме лекции, рассказа во время школьного урока.
Рефлексия.
Само понятие происходит от латинского «обращение назад», то есть обращение
внимание на те знаниям, который ученик получил сейчас или ранее в прошлом.
По мнению французского философа и ученого Пьера
Тейяру де Шардену, рефлексия — это «то, что отличает человека от зверей,
благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании».
Рефлексия – это фаза, когда полученная информация
пропускается учащимся через себя, анализируется и он приходит к определенным
выводам. Причем выводы должны быть кратко сформированы в письменной или устной
форме.
Для
того, чтобы стало понятнее, приведем пример, одним из приемов, который часто
используется в технологии является прием «Свободное письмо».
Учитель
перед группой озвучивает тему. В течение 3 минут ученики на обычном листке
бумаги записывают ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется,
что я знаю? Затем ученик обсуждают с партнёром или с группой знания по теме.
После этого учитель на доске записывает все идеи и в итоге происходит
совместное обсуждение разногласий, которые возникли в группе. Такой подход
позволяет ученикам посмотреть на проблему с разных точек зрения.
При этом роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможность самостоятельно анализировать и делать выводы. Мы уверены, что в современном, динамично развивающимся мире необходимо обладая навыками и умениями критического мышления. Эти навыки безусловно помогут Вашему ребенку стать успешным.